Школа 21-го века

Для того, чтобы начать разговор о персонализированной модели образования, необходимо сформировать образ желаемого будущего, к которому мы стремимся. В этой теме мы разберем, к чему должна готовить школа и как она должна измениться, чтобы справиться с этой задачей. 

Цель: выработать собственное отношение к предлагаемому образу школы.

Проблемный вопрос: какие специалисты нужны будут на рынке труда к 2035 году?

Посмотрите видео и прочитайте лонгрид, в конце вас ждет чек-лист.

Школа 21-го века

Школа сегодня — какая она? К чему готовить и готовиться?

Вызовы нашего времени

Если почитать статьи, послушать новости, то мы непременно услышим, что мир сегодня сложный и неопределенный, вариативный и открытый, с высоким темпом жизни и режимом многозадачности. Все это вызовы 21-го века и реальность, в которой мы с вами живем. Более того, если обратиться к опыту нашей страны, то мы увидим, что ключевыми вызовами для нас являются цифровизация и переход на научно-технологическую стратегию развития. И они же являются ключевыми доминантами, оглядываясь на которые мы строим образование.

Все это в совокупности привело к возникновению новых условий на рынке труда: появляются новые профессии, а в дальнейшем изменений будет еще больше. Возникают новые технологии и материалы, немаловажную роль теперь играют когнитивные исследования, электронное образование, а вместо привычных нам текстовых форматов появляются тексты новой природы.

Полисубъектное образование

В результате мы с вами видим, что вызовы современного мира работают не только для учеников, но и для нас самих — учителей. И даже больше: образование сегодня можно с уверенностью назвать полисубъектным. 

Сюда входят ученик и учитель, которые выстраивают так называемое субъект-субъектное взаимодействие. И именно ученик здесь является главной движущей силой: он добывает знания, задает вопросы, проводит исследования, осваивает деятельность. А учитель организует этот процесс и помогает. 

Видно, что и родители начали активно проявлять себя по отношению к образованию: говорят, чему надо учить или как. И с одной стороны, родители мечтают, чтобы ребенок получил новое образование, но при этом точно таким же способом, как и учили их самих.

Быстро модернизируется система дополнительного образования: появляются новые образовательные физические и онлайн-пространства.

Но есть и еще один элемент полисубъектного образования. Это интернет! Это раньше, если учитель начинает урок, то можно было сказать, что он один на один со своими учениками. Сегодня же ученик может слушать учителя, обсуждать что-то с соседом по парте и одновременно вести переписку с друзьями в соцсетях. И все это за несколько минут!

Поэтому учитель нового времени — это человек, который понимает и учитывает, что образовательный процесс не ограничивается взаимодействием между учителем и учеником.

Новые модели образования

В ответ на все эти изменения появились новые модели в образовании, которые получили развитие не только в нашей стране, но и во всем мире. 

Из основных можно отметить следующие:

  • смешанное обучение,
  • компетентностный подход, 
  • адаптивное обучение, 
  • образование, построенное на основе нейронауки,
  • использование больших данных,
  • геймификация в образовании. 

И учитель школы 21-го века — активный участник в освоении нового и в поиске лучших методик и подходов. Ведь главные инновации, которые формируются в обществе, сначала выкристаллизовываются в системе образования в сознании учеников и учителей.

Раскрытие личностного потенциала каждого ученика

Есть еще одна идея, без которой нельзя представить школу 21-го века. Это раскрытие личностного потенциала ученика, его личностной одаренности. 

Школьная среда должна стать тем местом, где каждый ребенок сможет раскрыть свой талант и определить, в каком направлении ему интересно расти. 

Здесь очень важно понимать, что каждый по-своему талантлив, у каждого свой вид одаренности. Мы действительно разные, но принципиально важно, что в сочетании этой разности и есть сила нашего общества. 

Как же раскрыть потенциал личности? Тут нам на помощь приходит формула одаренности, которая раскрывает, из чего он состоит.

Академический интеллект умножается на социальный интеллект (умение формировать команды, объединяться для достижения целей). Но и этого недостаточно. Есть эмоциональная одаренность: умение вдохновлять других и оказывать поддержку, способность проявлять эмпатию. И ко всему этому еще добавляется творческий потенциал: готовность постоянно обновляться и предлагать новые решения.

Мы не зря уделили особое внимание полисубъектности в образовании и отметили, что вызовы 21-го века касаются и учителя. Это означает, что и формула одаренности работает как для ребенка, так и для учителя. Это культурный и профессиональный уровень учителя, умноженный на эмпатию, умение работать в социуме, в команде и готовность к изменениям. 

На чем фокусироваться

В совокупности, когда мы говорим о современном образовании, о школе 21-го века и учителе 21-го века, есть несколько идей, на которые мы можем ориентироваться: 

  • Идеал образования — самообразование в хорошей компании. Самостоятельная личность ученика, работающая в хорошей компании.
  • Выявление одаренности, адекватной запросам концепции «новой грамотности» и навыкам 21-го века.
  • Множественный характер личностной одаренности, ориентация на междисциплинарность. Это готовность помогать ученикам состояться в этом мире через раскрытие личностного потенциала.
  • Необходимость изменения новых образовательных технологий. Постоянный пересмотр технологий и отбор тех, которые создают наибольшую ценность.

Чтобы это стало реальностью, необходимо изменение и в том, что делает учитель и как он это делает. Сюда входит и проектирование образовательной среды, где возможно развитие всех элементов формулы одаренности. И использование педагогической режиссуры, организация совместной деятельности учеников, мониторинг качества образования, а главное — помощь в самооценке и навигация в проектировании программ самообразования. 

Только работая в сообществе, пробуя новое и обмениваясь конструктивной обратной связью, возможно выстроить школу 21-го века!

Педагогическая копилка

Узнать больше про…

Интересно почитать:

Подводим итоги

Отметьте, согласны ли вы с утверждениями ниже. Для себя сформулируйте, почему вы ответили именно так и какие аргументы вы можете привести в подтверждение вашей точки зрения.

  • Современной школе необходимо реагировать на все изменения, происходящие в мире.
  • Главная цель Школы 21 — развитие у обучающихся новых навыков и компетенций.
  • В Школе 21 учитель — это организатор и наставник, обладающий вариативным набором педагогических техник.

Если у вас появились вопросы, то мы ждем вас на встрече «Внедрение ПМО: открытый диалог с ответами на вопросы». Все есть в вашем расписании. 

 Готовы идти дальше? Тогда переходите к следующей теме!