Модуль в ПМО

ПМО подразумевает работу ученика с собственными образовательными целями и формирование осознанной мотивации по их достижению. В этой теме мы разберем, из каких элементов состоит модуль и как модульный подход позволяет работать с целями и мотивацией учеников.

Цель: сравнить модульный и поурочный подходы в обучении, выделить их преимущества и недостатки.

Проблемный вопрос: как в ПМО выстроена работа с целями? Можно ли приравнять модуль к уроку?

Модуль в персонализированной модели образования

Почему в ПМО используется модульный подход? Какие отличительные элементы есть у модуля в ПМО?

В персонализированной модели образования структурной единицей образовательного процесса является учебный модуль — относительно самостоятельная единица образовательной программы, в которой реализуется одна или несколько учебных целей.

Планирование на основе крупных блоков позволяет детям лучшие увидеть «большие идеи» предмета, которые в традиционном уроке распадаются на множество разрозненных сведений и отдельных умений, а разнообразие задач в модуле обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы учеников в отборе учебного материала.

Модульное планирование имеет и ряд других преимуществ:

  • обеспечивает возможность для маневра по времени, поскольку многих учебных целей невозможно достичь качественно за один урок;
  • позволяет пройти все необходимые этапы для достижения учебной цели;
  • позволяет легче включаться в какую-либо деятельность, т. к. она видится целостно, понятны ее цели, основные вехи, общий объем работ, образ результата — представление учебного материала в модульном виде обеспечивает это;
  • учебный модуль можно дополнять вариативными материалами, не нарушая при этом общую структуру.

Содержание учебных модулей разрабатывается таким образом, что в результате любой выбранной учеником траектории он сможет прийти к запланированным результатам.

В структуре учебного модуля выделяют следующие элементы:

 1. Мотивационно-ориентировочный блок:

  • базовая идея модуля;
  • проблемный вопрос;
  • шкалированные учебные цели;
  • мотивирующее задание;
  • предварительное оценивание (на усмотрение разработчика/учителя).

2. Блок заданий уровня 2.0.

3.   Блок заданий уровня 3.0.

4.  Варианты заданий уровня 4.0.

5.   Инструменты рефлексии и самооценки.

Одним из необходимых условий персонализации является предоставление ученикам понятных ориентиров, которые помогают им при выборе заданий и выполнении их в собственном темпе. Такими ориентирами являются:

  • Базовая идея — крупная идея предмета, которая позволяет ученикам лучше сориентироваться в содержании, а учителям дает ориентир при разработке более конкретных шкал учебных целей и заданий к ним. Базовые идеи широки, часто обеспечивают связь между темами одной дисциплины, разными дисциплинами и объектами изучения. Базовые идеи формулируются с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.
  • Проблемный вопрос — неочевидный вопрос, ответ на который ведет к пониманию базовой идеи и требует размышления. Проблемные вопросы не предполагают прямых ответов, а служат для «запуска» обсуждения, постановки проблемы, открывают возможные направления для обсуждений, могут стать темами для эссе и дальнейших исследований. Проблемные вопросы намеренно провоцируют учеников и поддерживают их интерес. В отличие от базовой идеи, проблемные вопросы привязаны к конкретному учебному модулю или объекту изучения и обеспечивают понимание базовой идеи.
  • Мотивирующее задание — нетипичное задание, построенное на проблемном вопросе или базовой идее, а также может сочетаться с другими элементами мотивационно-ориентировочного блока.
  • Шкала учебной цели — ожидаемый результат обучения, структурированный по уровням. Учебные цели служат для учеников ориентиром движения в учении, дорожной картой для самостоятельной учебной деятельности, «переговорной базой» для обсуждения с учителем своих достижений и перспектив.

Уровни шкалы учебных целей:

  • Уровень 1.0 - не наполняется конкретным содержанием и используется для диагностики, ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии помощи
  • Уровень 2.0 - уровень усвоения, простейшего понимания, действия по образцу, применение формул и алгоритмов, элементы более сложного действия
  • Уровень 3.0 - целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Синтез нескольких простых элементов
  • Уровень 4.0 - исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов в другую область, синтетическое или междисциплинарное умение. Применение знаний в практических ситуациях. Четвертый уровень шкалы обеспечивает реализацию «зоны ближайшего развития»

Ориентиром для системы заданий каждого уровня является шкалированная учебная цель, соответствующая данному уровню. Все задания уровней 2.0, 3.0 и 4.0 «привязаны» к одному или нескольким элементам цели.

Различные форматы заданий позволяют ученику выбирать наиболее удобные для него варианты (просмотреть видео, прочитать текст, прослушать аудиозапись, выполнить эксперимент и др.). Вариативные задания взаимозаменяемы.

Система заданий разрабатывается таким образом, что к общим целям можно прийти разными путями. Число заданий избыточно, содержание учебных модулей построено так, что в результате любой выбранной учеником траектории он сможет прийти к запланированным результатам. Вариативность заданий позволяет эффективно учиться всем ученикам независимо от их индивидуального темпа освоения программы.

На уровне 3.0 выделяется т. н. основное задание, включающее в себя главное содержание модуля. Если ученики смогли его выполнить, можно считать, что цель достигнута.

Учебные задания (особенно уровней 3.0 и 4.0) «работают» не только на предметное содержание, но и на развитие одной или нескольких универсальных компетентностей (гибких навыков).

Рефлексия и самооценка — необходимая часть развития учебной самостоятельности школьников, которая помогает ответить на вопросы:

  • Достигнуты ли запланированные учебные цели (результат)?
  • Принес ли удовольствие и был ли полезен процесс?

Трудоемкость модуля составляет от 3 до 24 (для междисциплинарного — от 8) часов. В трудоемкости модуля учитывается время, которое необходимо ученикам на решение мотивационных заданий, планирование самостоятельной работы по модулю, выполнение проверочных заданий, публичное подведение итогов групповой работы, презентацию работ уровня 4.0, а также на выполнение итоговой проверочной работы по модулю и самооценку. Суммарная трудоемкость одной персонализированной траектории не должна отличаться более чем на 10−15 % от заявленной трудоемкости модуля.

Педагогическая копилка

Как работает модульный подход в классе? Своим опытом делится Прохорова Е. Н., учитель английского языка МБОУ «Школа № 27» г. Дзержинска Нижегородской области.

Подсмотреть, как на учебной сессии с учителями разбирали…

Подводим итоги

Отметьте, согласны ли вы с утверждениями ниже. Для себя сформулируйте, почему вы ответили именно так и какие аргументы вы можете привести в подтверждение вашей точки зрения.

  •  Структурной единицей учебного процесса в персонализированной модели образования является учебный модуль.
  • Модульное построение образовательного процесса позволяет обучающимся видеть «большие идеи» предмета.
  • Система заданий модуля предоставляет обучающимся возможность идти к достижению целей разными путями, самостоятельно осуществляя выбор заданий.
  • Задания модуля включают в себя теоретический материал и разнообразны по видам и результатам учебной деятельности.

Поздравляем! Вы прошли уже больше половины курса! Следующая тема посвящена Школьной цифровой платформе. Вы уже можете зайти на Платформу и посмотреть на ее функционал. Для доступа будут необходимы логин и пароль, которые вам направит ваш конфигуратор. Если вы не знаете, кто ваш конфигуратор, уточните эту информацию у вашего директора или руководителя проекта.