ПМО - основные принципы и подходы

Разберемся, почему ПМО — это в первую очередь личностный подход к обучению, какую роль в нем играет субъект-субъектное взаимодействие. Посмотрим на основные принципы и подходы, работающие в ПМО.

Цель: проанализировать основные принципы ПМО; на основе анализа составить собственное суждение о модели.

Проблемный вопрос: в чем главные преимущества и ключевые риски персонализации в образовании?

Персонализированная модель образования на Школьной цифровой платформе

Какое образование сейчас — и каким оно должно стать в будущем, которое уже наступило? Почему нам необходимо что-то менять? На какие вызовы времени мы отвечаем?

Главный смысл и ценности процесса обучения

Наша жизнь стала очень быстрой, в ней силен фактор неопределенности. Мы все время работаем в условиях многозадачности, и вне зависимости от того, какую задачу мы решаем, нам всегда нужно делать выбор из нескольких вариантов. Мы живем в открытом мире: нелепо думать, что в нем можно установить какие-то границы или же находиться в полностью закрытом пространстве, абстрагировавшись от всего. А еще мы точно живем в то время, когда многое определяется цифровизацией.

Персонализированная модель образования на Школьной цифровой платформе — это гибкая и подвижная открытая система, которая готова подстраиваться и меняться,  отвечая на вызовы времени. Задача современной системы образования — научить ребенка жить в нестабильном мире, чувствовать его и уметь меняться вместе с ним.

Что нужно менять в системе образования

Система образования в России — стабильная, прочная и эффективная. Однако сегодня она столкнулась с рядом вызовов: они уже не позволяют жить как раньше,  делать то, что привычно, и надеяться на получение новых результатов. 

Кроме того, есть ряд трудностей, с которыми мы сталкиваемся:

  • Низкая производительность труда ученика. За 11 лет учебы многие привыкают к тому, что реальное рабочее время на уроке может занимать 5–10 минут, а остальное можно переделать дома или попросить помощи. Это формирует будущую взрослую привычку и становится одним из оснований низкой производительности труда взрослых людей. 
  • Несформированный идеал цифрового образования. Сегодня еще не сформировалось полноценное понимание, что цифровое образование — это не перенос офлайн-форматов в компьютер, а принципиально иной способ организации образования. Организатором собственного образовательного процесса должен стать сам обучающийся.
  • «Ученик должен». Деятельность ученика и его целеполагание не являлись отражением внутренней потребности, а предлагались извне. Очень часто мотивацией к образовательной деятельности выступали слова: «Тебе это пригодится потом, когда будешь сдавать ЕГЭ». От этого нужно избавляться.
  • Массовая система репетиторства. Укореняет в сознании детей и родителей убеждение о том, что школы недостаточно и качественного результата без дополнительных занятий достичь нельзя. Более того, эту мысль начинают разделять многие школы и учителя, зная, что репетитор если что «доучит». 

Преодолеть эти трудности и повысить эффективность образовательного процесса можно за счет перехода от догматических методов преподавания к продуктивным методикам. Это значит переход к самостоятельной активной деятельности ученика.

Как построить новую модель организации образовательного процесса

Итак, нам предстоит создать условия для развития навыков 21-го века; того, что в реальном образовательном стандарте называется метапредметными компетенциями. Наша задача — научить работать «в цифре», научить работать в команде, научить понимать себя, исследовать, проектировать, а также поддерживать и развивать собственную мотивацию. Но делать это нужно не в качестве надстройки над образовательным процессом, а в процессе освоения предметного содержания.

Факторы, которые влияют на качество образования в новых условиях:

  • Образование эффективно только тогда, когда оно создает условия для развития личностного потенциала ученика.
  • Важно построить качественное образовательное сообщество. Хорошо учиться можно только тогда, когда ты находишься в сообществе людей, которые тоже хотят активно учиться: каждый влияет на каждого. 
  • Главное — это позитивная мотивация, удовольствие от образования и радость, которую оно приносит. Принципиально важно поддерживать позитивные эмоции у всех участников образовательного процесса.
  • Главной движущей силой и самым активным в процессе обучения должен стать именно ученик.

При переходе на новую модель образования мы также обращаем внимание на следующее:

  • Рост мотивированности: нам важно, чтобы ученика по образовательному процессу вела его собственная позитивная мотивация.
  • Мы все разные, поэтому мы нуждаемся в персонализированных образовательных траекториях. Важно помнить, что персонализация не отрицает, а наоборот — стимулирует командную работу.
  • Автоматизированный учет достижений и адаптация учебных траекторий в связи с уровнем ученика: в этом нам будет помогать мощь искусственного интеллекта, который внедряется в Школьную цифровую платформу.
  • Ведущая функция учителя должна трансформироваться: из дисциплинарной и информативной — в сопровождающую и поддерживающую. Новые функции учителя гораздо более творческие, сложные и важные.

Роль цифровых платформ

Использование цифровых ресурсов должно увеличить самостоятельность и активность учеников. Они не нуждаются в том, чтобы учитель давал им задачи или поручения. С помощью Платформы ученики сами могут брать на себя разные задачи или виды активности.

Благодаря использованию цифровых решений можно обеспечить принцип гарантированной обратной связи. На цифровых платформах каждая задача точно будет проверена, по каждой задаче ученик получит обратную связь, поймет, как он это сделал — и что еще можно улучшить.

Обратим ваше внимание еще раз, что образование — это полисубъектный процесс, в который вовлечены как ученики и учителя, так и родители, администрация, широкое сообщество людей. Такой процесс требует не просто внесения каких-то изменений — изменения должны предоставить наиболее активную роль в процессе непосредственно ученику, — а также переосмысления роли учителя и родителя. ПМО как раз позволяет решать эти задачи.

Педагогическая копилка

Интересно почитать:

Подсмотреть, как на учебной сессии с учителями разбирали…

Подводим итоги

Отметьте, согласны ли вы с утверждениями ниже. Для себя сформулируйте, почему вы ответили именно так и какие аргументы вы можете привести в подтверждение вашей точки зрения.

ПМО…

  • Способствует развитию личностного потенциала обучающихся.
  • Поддерживает субъект-субъектный подход в образовании.
  • Предоставляет инструменты для построения индивидуальной траектории каждого ученика в классе.
  • Создает условия для повышения мотивации обучающихся.

Если у вас появились вопросы, то мы ждем вас на встрече «Внедрение ПМО: открытый диалог с ответами на вопросы». 

Самое время переходить к следующей теме!