Культура учения ПМО

Переход к персонализированной модели образования невозможен без формирования соответствующей культуры учения. В этой теме мы разберем основные черты такой культуры и ее значение и роль в ПМО.

Цель: определить, как развитие культуры учения помогает внедрению ПМО.

Проблемный вопрос: какой культурный код ПМО? Какие черты личности формируются в такой культуре?

Как меняется образовательный процесс с развитием культуры учения? 

ПМО предполагает постепенную передачу ответственности ученикам и дает им больше свободы в образовательном процессе. Достигнуть этого возможно только развивая культуру учения в классе. 

Этапы развития культуры учения:

1. Фундамент 

Обучением полностью управляет учитель:

  • учитель устанавливает правила поведения;
  • учитель самостоятельно обустраивает пространство класса; 
  • учитель устанавливает учебные цели;
  • учитель задает стандартный темп для всего класса; 
  • преобладает фронтальное преподавание; 
  • система оценивания целиком в руках учителя.

Стартовый этап ПМО в большинстве школ

2. Развитие

Ученики привлечены к отдельным процессам:

  • учитель модифицирует правила с учетом мнений учеников;
  • учитель обустраивает пространство класса совместно с некоторыми учениками;
  • учитель определяет цели, модифицирует их по просьбам отдельных учеников;
  • ученики могут работать в своем темпе в течение урока;
  • фронтальное преподавание сочетается с методами, нацеленными на развитие ученической самостоятельности;
  • оценивание в руках учителя, но критерии прозрачны для всех.

Следующий шаг на пути к ПМО

3. Устойчивость

Ученики активно вовлечены:

  • ученики формируют общее видение и кодекс взаимодействия, учитель направляет процесс;
  • класс обустраивают в основном сами ученики;
  • ученики выбирают из заданного набора учебных целей; 
  • ученики могут работать в своем темпе в течение отрезка учебного времени (например, темы);
  • системно используются методы развития самостоятельности: СОПы, памятки, парковка для стикеров и др.;
  • самооценивание практикуется наряду с оцениванием учителем.

Часть школ могут начать вхождение в ПМО с этого этапа при предварительной подготовке

4. Саморазвитие

Ученики управляют/учитель помогает:

  • ученики ведут процесс создания и соблюдения общих правил; 
  • ученики обустраивают пространство класса; 
  • ученики определяют для себя цели; 
  • ученики учатся в своем темпе; 
  • ученики находят для себя эффективные способы учения;
  • самооценивание преобладает в системе оценивания; 
  • измерение эффективности является частью культуры.

Целевой тип взаимоотношений учителя и ученика для ПМО


Итак, культура учения — основополагающий элемент ПМО. Без нее практически невозможна продуктивная самостоятельная и групповая работа, ответственный выбор учеником уровня работы и учебной задачи. 

Педагогическая копилка

Как развивать культуру ПМО в классе с точки зрения классного руководителя? Своим опытом делится Плотникова М. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 27» г. Дзержинска Новгородской области.

Подводим итоги

Отметьте, согласны ли вы с утверждениями ниже. Для себя сформулируйте, почему вы ответили именно так и какие аргументы вы можете привести в подтверждение вашей точки зрения.

  • Одним из наиболее важных и сложных компонентов ПМО является культура учения.
  • Самостоятельность, как и любой другой навык, необходимо развивать постепенно.
  • Своевременная обратная связь помогает обучающимся понять, как и куда необходимо двигаться, чтобы достичь заявленных целей.
  • Обучающиеся вместе с учителем определяют цели своего учебного плана и намечают основные вехи продвижения.